8-800-333-25-17  2140217@tdk66.ru

Оформить заказ

Продажа сухих строительных смесей и кварцевого песка
Нам 25 лет!
  • Главная
  • Каталог
  • О компании
  • О производителе
  • Прайсы
  • Видеогалерея
  • Статьи
  • Отзывы и документы
  • Фотогалерея
  • Контакты
  • Главная
  • Статьи
  • Инструкция по эксплуатации железобетонных и кирпичных дымовых труб и газоходов теплоэлектростанций

Инструкция по эксплуатации железобетонных и кирпичных дымовых труб и газоходов теплоэлектростанций

«

РОССИЙСКОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ

‘ЕЭС РОССИИ’

 

ДЕПАРТАМЕНТ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ И КИРПИЧНЫХ

ДЫМОВЫХ ТРУБ И ГАЗОХОДОВ НА ТЕПЛОВЫХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯХ

 

РД 153-34.1-21.523-99

УДК 621.311

Вводится в действие с 24.04.2000 г.

Разработано АО ‘Фирма ОРГРЭС’, ЗАО ‘Союзтеплострой’

Исполнители В.П. ОСОЛОВСКИЙ, С.М. ЕГОРОВ, И.Н. МАРДУХАЕВ (АО ‘Фирма ОРГРЭС’), Ф.П. ДУЖИХ (ЗАО ‘Союзтеплострой’)

Утверждено Департаментом стратегии развития и научно-технической политики РАО ‘ЕЭС России’ 30.06.99 г.

Первый заместитель начальника А.П. БЕРСЕНЕВ

Настоящая Инструкция предназначена для эксплуатационного персонала тепловых электростанций, а также организаций, осуществляющих обследования и ремонт дымовых труб и газоходов.

С выпуском данной Инструкции утрачивает силу ‘Инструкция по эксплуатации железобетонных дымовых труб и газоходов на тепловых электростанциях’ — М.: СПО ‘Союзтехэнерго’, 1981.

1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

1.1. Данной Инструкцией надлежит руководствоваться при выполнении работ по сушке и пуску железобетонных, кирпичных дымовых труб и газоходов, предохранению этих сооружений от повреждений, при наблюдениях за ними и обследованиях, контроле за отложениями, при использовании зон под газоходами, выполнении мероприятий по снижению золовых отложений, ремонте и реконструкции.

1.2. Сроки проведения обследований, технического обслуживания и ремонта дымовых труб на объектах, расположенных в районах с повышенной сейсмичностью, с просадочными и вечномерзлыми грунтами, развитыми селями и оползневыми явлениями должны быть установлены в местной инструкции.

1.3. В настоящей Инструкции приводятся указания по технике безопасности при осмотрах и ремонтах, краткие сведения по реконструкции и замене железобетонных и кирпичных дымовых труб и газоходов.

1.4. При разработке данной Инструкции учтен опыт эксплуатации дымовых труб и газоходов современных тепловых электростанций различной мощности, результаты обследований, выполненных АО ‘Фирма ОРГРЭС’ и другими организациями, использованы материалы ЗАО ‘Союзтеплострой’, АО ‘Теплопроект’, АПСФ ‘Спецжелезобетонстрой’, Московского энергетического института и др.

2. ПРИЕМКА ДЫМОВЫХ ТРУБ И ГАЗОХОДОВ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ

2.1. Приемка в эксплуатацию дымовых труб и газоходов производится в соответствии с указаниями [1], [6], а также других строительных норм и правил для соответствующих видов работ.

2.2. Приемка трубы в эксплуатацию после завершения работ производится приемочной комиссией.

2.3. Приемочная комиссия назначается приказом директора предприятия — владельца трубы из специалистов соответствующих служб предприятия, осуществляющих надзор и эксплуатацию и выполнивших проектные, строительные или ремонтные работы.

К работе комиссии в необходимых случаях могут привлекаться специалисты научных, конструкторских и других организаций.

Представители государственных инспектирующих организаций имеют право участия в работе комиссии без предварительного оформления приказом.

2.4. Дымовые трубы принимаются в эксплуатацию в целом.

Возможность поэтапной приемки по мере завершения отдельных технологических ремонтных комплексов должна быть особо отмечена в договоре между сторонами.

2.5. Заказчик производит приемку трубы по результатам проверок, осмотров, измерений, контрольных испытаний и рассмотрения промежуточных документов, представленных исполнителями работ, подтверждающих соответствие объекта утвержденным правилам, нормам, стандартам и проектным требованиям.

2.6. Особое внимание при приемке должно быть уделено:

  • качеству бетона, арматуры и кирпича в конструкции ствола трубы, а также состоянию наружной поверхности,
  • качеству выполнения противокоррозионной защиты, теплоизоляции и футеровки,
  • правильности изготовления и монтажа грозозащиты и металлических конструкций,
  • качеству монтажа и надежности работы вентиляционной установки трубы,
  • правильности установки предусмотренной проектом контрольно-измерительной аппаратуры и опробованию ее работы.

2.7. Если в дымовой трубе предусмотрен вентилируемый воздушный зазор между футеровкой и оболочкой трубы, следует проверить наличие вентиляции и ее эффективность в соответствии с проектом.

При устройстве принудительной вентиляции с подогревом воздуха должно быть опробовано вентиляционное оборудование для выявления соответствия его параметров расчетным данным.

2.8. Проверка качества выполненных футеровочных работ на трубах с вентилируемым каналом осуществляется до демонтажа шахтоподъемника путем сжигания дымовых шашек в приточных вентиляционных камерах, нагнетания задымленного воздуха в вентилируемый канал и визуального определения возможных зон выхода его через футеровку при электрическом освещении в газоотводящем стволе.

2.9. Количественная оценка газоплотности футеровки определяется по значению коэффициента фильтрационной массопроводности, которое не должно превышать нормативное значение, равное 0,5 1/ч, более чем на 20% и нормативное значение, равное 0,4 — 0,45 1/ч для кладки футеровки из кислотоупорного кирпича, не более чем на 20%.

2.10. До пуска трубы обнаруженные зоны фильтрации воздуха через футеровку (иногда и через незаделанные различные проемы в железобетонной оболочке) должны быть устранены, а газоплотность футеровки доведена до нормативной.

3. СУШКА И ПУСК В ЭКСПЛУАТАЦИЮ ДЫМОВЫХ ТРУБ И ГАЗОХОДОВ

3.1. Дымовые трубы, футерованные кирпичом, или с футеровкой из легкого бетона и кирпичные, или футерованные кирпичом газоходы, предназначенные для отвода продуктов сгорания с температурой выше 100°С, до ввода или в процессе ввода в эксплуатацию должны быть разогреты и просушены одновременно с сушкой обмуровки котлов (рис. 1) в соответствии с требованиями [14].

3.2. До начала сушки дымовых труб и газоходов выполняются следующие работы:

а) определяются проемы или шиберы в газоходах, которыми должна регулироваться температура дымовых газов в трубе и газоходах в процессе сушки, и проверяется состояние этих проемов и работа шиберов,

б) проемы, предусмотренные в дымовой трубе и в магистральном газоходе (для неподключенных газоходов), а также временные проемы закладываются кирпичной кладкой и снаружи оштукатуриваются,

в) закрываются шиберы и люки в газоходах отключенных котлов и проверяется действие шиберов просушиваемых газоходов,

г) устанавливаются контрольно-измерительные приборы — термопары или термометры сопротивления для контроля за температурой дымовых газов,

д) при наличии в трубе перегородки (рассекателя) и при подключении просушиваемого газохода с одной стороны трубы проверяется наличие проемов в перегородке (рассекателе) для пропуска газов и нагревания футеровки со стороны не подключенных к трубе газоходов,

е) железобетонные перемычки в трубе над проемами неподключенных газоходов покрываются теплоизоляцией для защиты от воздействия температуры дымовых газов.

3.3. Скорость снижения температуры в дымовой трубе и газоходах после окончания сушки при отключении дымовой трубы не должна превышать 25°С/ч.

3.4. Перед пуском котлов для разогрева и сушки осматриваются дымовые трубы и газоходы, чтобы убедиться в отсутствии там людей и посторонних предметов. На время разогрева и сушки все люки в газоходах должны быть плотно закрыты крышками, а те, которые должны открываться хотя бы на короткий срок, ограждаются перилами высотой не менее 1 м. Эти люки должны быть хорошо освещены, около них вывешены предупреждающие надписи и обеспечено дежурство на время их открывания.

3.5. При сушке дымовых труб с вентилируемыми каналами одновременно с сушкой футеровки по контрольному графику необходимо также включить в работу систему вентиляции с подогревом воздуха до температуры 100°С.

3.6. После пуска дымовой трубы в эксплуатацию основной технической документацией, отражающей работу и состояние сооружения, является паспорт дымовой трубы, который составляется согласно приложению 1, а на газоходы — согласно [17].

3.7. После пуска дымовой трубы в эксплуатацию спустя 5—10 сут (время приведения конструкции трубы в квазистационарный температурный режим) осуществляется ее тепловизионная съемка. Полученная термограмма наружной поверхности железобетонной или кирпичной оболочки должна храниться в паспорте на дымовую трубу и служить исходной термограммой для проведения сравнения с результатами последующих термографирований, осуществляемых в первые пять лет после пуска ежегодно, а в последующем по мере необходимости проведения дефектоскопии конструкции дымовой трубы, но не реже одного раза в 5 лет.

4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРЕДОХРАНЕНИЮ

ДЫМОВЫХ ТРУБ И ГАЗОХОДОВ ОТ ПОВРЕЖДЕНИЙ

4.1. Категорически запрещается:

  • без согласования с проектной организацией подключать к дымовым трубам дополнительные теплотехнические агрегаты, способные изменить температурно-влажностный режим эксплуатации, а также надстраивать ствол и устраивать в нем либо в фундаменте дополнительные отверстия и проемы,
  • допускать хранение в цокольной части дымовых труб, под газоходами и вблизи них горючих и взрывоопасных веществ и материалов, сооружение в непосредственной близи к трубе или газоходу складов материалов и мусора,
  • допускать сооружение на расстоянии до 30 м от трубы хранилищ кислот, щелочей и других продуктов, агрессивных по отношению к материалам фундаментов, без возможности контроля за состоянием днищ и сохранностью хранимых в них продуктов,
  • сооружение под газоходами помещений,.
  • выбрасывать отработанные воду и пар, а также допускать неорганизованный отвод дождевых вод вблизи дымовой трубы,
  • устраивать ниже подошвы фундамента трубы колодцы для откачки грунтовых вод,
  • допускать скопление посторонних предметов и золы на светофорных и смотровых площадках дымовых труб,
  • подвешивать к ходовым скобам, лестницам тросы, блоки и прочее такелажное оборудование.

4.2. При возведении вблизи дымовых труб и газоходов новых сооружений должны приниматься меры, предотвращающие возможность нарушения прочности или возникновения неравномерных осадок оснований фундаментов труб и газоходов.

В местах примыкания смежных фундаментов и при заложении их подошв на одном уровне с подошвами фундаментов дымовых труб или газоходов должен забиваться шпунтовый ряд из досок на глубину 0,4—1,0 м от подошвы фундамента труб или газоходов.

4.3. Цоколи труб, реперы, отмостка около труб, колонны, стены и перекрытия надземных газоходов должны быть открытыми и доступными для повседневного осмотра.

4.4. Во избежание неравномерной осадки оснований фундаментов дымовых труб необходимо:

  • следить за исправным состоянием отмостки по периметру трубы и кольцевой канавы для отвода поверхностных вод,
  • следить за исправностью водопроводных и канализационных систем, расположенных на расстоянии менее 100 м от фундамента трубы и в необходимых случаях помещать их в водонепроницаемые туннели,
  • котлованы для фундаментов труб и газоходов, вырытые в период их строительства, засыпать грунтом и уплотнять немедленно по окончании возведения фундамента и прилегающего к нему участка газохода,
  • ограничивать до 5 км/ч скорость движения поездов и других механизмов по железнодорожным путям, расположенным на расстоянии менее 40 м от трубы.

5. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ДЫМОВЫМИ ТРУБАМИ И ГАЗОХОДАМИ

5.1. Дымовые трубы независимо от размеров и давности их постройки должны находиться под систематическим наблюдением ответственного лица, за которым они закреплены приказом директора электростанции.

Наблюдения за правильной эксплуатацией и состоянием дымовых труб, включающие в себя осмотры и обследования, осуществляются с начала их приемки в эксплуатацию. При этом необходимо своевременно проводить осмотры и обследования, осуществлять мероприятия по предохранению дымовых труб от повреждений, обеспечить контроль за выполнением мероприятий по уменьшению эоловых отложений, своевременным ремонтом, а также правильным ведением технической документации.

5.2. В зависимости от наличия дефектов и повреждений в конструкциях и их элементах состояние дымовых труб классифицируется согласно [6]:

  • исправное, когда все конструкции и их элементы соответствуют требованиям нормативной и проектной документации,
  • работоспособное, когда наряду с обеспечением технологического процесса и безопасной эксплуатации имеются незначительные отступления от требований нормативной и проектной документации,
  • ограниченно работоспособное, когда возможна эксплуатация трубы при определенных ограничениях и специальных мероприятиях по контролю за состоянием ее конструкций, параметрами технологического процесса, нагрузками и воздействиями,
  • неработоспособное (аварийное), когда возможна потеря несущей способности отдельных элементов или сооружения в целом, исключающая дальнейшую эксплуатацию трубы.

5.3. Настоящей Инструкцией регламентируются условия исправной эксплуатации следующих наиболее распространенных типов дымовых труб:

  • кирпичная труба, футерованная полностью или частично,
  • монолитная железобетонная труба с кирпичной футеровкой и теплоизоляцией,
  • монолитная железобетонная труба с кирпичной футеровкой без изоляции,
  • монолитная железобетонная труба с футеровкой из полимербетона,
  • монолитная железобетонная труба с вентилируемым зазором.

5.4. Повреждение и разрушение конструкций дымовых труб происходят вследствие длительного неблагоприятного воздействия технологической и окружающей сред, вызывающего коррозию футеровки, бетона и арматуры, снижение газоплотности футеровки и теплозащитных свойств теплоизоляции, снижение прочности бетона.

5.5. Дефекты и повреждения в конструкциях дымовых труб и их элементах, на основании которых делаются выводы об их состоянии, выявляются и фиксируются в результате осмотров и обследований, которые проводят с целью получения температурных, влажностных, газовых, аэродинамических, коррозионных и прочностных характеристик несущих стволов и футеровок и других узлов сооружений для оценки их надежности и долговечности.

5.6. По своему характеру и полноте полученных сведений осмотры и обследования дымовых труб делятся на:

5.6.1. Наружные осмотры, когда выполняются лишь визуальные наблюдения состояния конструктивных элементов и материалов труб эксплуатационным персоналом электростанции с помощью бинокля не реже двух раз в год (осенью и весной).

5.6.2. Внутренние осмотры, которые осуществляются с помощью подвесных люлек с остановом оборудования на неработающей дымовой трубе. На работающей дымовой трубе внутренний осмотр может производиться с помощью специально разработанных технических средств:

  • вмонтированных, легко заменяемых контрольно-измерительных панелей, располагаемых в доступных местах,
  • термостойкой аппаратуры с дистанционным управлением для видеотермографической регистрации данных.

5.6.3. Обследования включают в себя наружный осмотр и обследование несущего ствола трубы с ходовой лестницы, светофорных площадок, а в отдельных случаях и с подвесных люлек. При этом производятся измерения теплоаэродинамических характеристик для возможности анализа фактических режимов эксплуатации дымовых труб.

Определяются прочность бетона приборами неразрушающего контроля, наличие вертикальных и горизонтальных трещин, мест сколов и отслоения защитного слоя бетона, оголение и прогибы вертикальной арматуры, наличие крупнопористого бетона и другие дефекты, устанавливаются степень разрушений и размеры повреждений, причины их возникновения, а также начало и скорость их развития.

Наружное и внутреннее обследования дымовых труб должны производиться через 5 лет после их ввода в эксплуатацию, а в дальнейшем по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет. Внутреннее обследование труб с кирпичной и монолитной футеровкой может быть заменено тепловизионным с частотой обследований не реже одного раза в 5 лет.

Одновременно с обследованием дымовых труб осуществляется также обследование подключенных к ним газоходов.

5.6.4. Внеочередные обследования дымовых труб производятся немедленно при возникновении на них повреждений аварийного характера в результате стихийных бедствий (землетрясений, ураганных ветров, интенсивных долговременных ливней и т.п.) или технологических аварий, связанных с воздействием импульсных нагрузок большой мощности (газовый хлопок, резкое значительное повышение температуры эвакуируемых газов и т.п.) в случаях:

  • частичного разрушения стен кирпичного или железобетонного ствола,
  • появления горизонтальных или вертикальных трещин в стволе шириной, превышающей допустимую проектом,
  • выколов и отслоений защитного слоя бетона с выгибом стержней вертикальной арматуры вследствие продольного изгиба,
  • обвалов участков футеровки,
  • отклонения оси ствола от вертикали выше допустимого.

Внеочередное обследование производится специализированной организацией по специальной программе с учетом характера повреждения.

5.7. По данным обследований составляется акт на месте проведения работы, а после соответствующих лабораторных испытаний отобранных образцов и выполнения необходимых расчетов — технический отчет, в котором дается оценка состояния обследованной трубы и при необходимости рекомендации по производству ремонтных или восстановительных работ.

5.8. При проведении обследований, наряду с актом (приложение 2) составляется карта дефектов и повреждений трубы с использованием принятых международных условных обозначений и символов, приведенных в приложении 3.

5.9. При осуществлении наблюдений за дымовыми трубами необходимо обращать особое внимание на появление повреждений, указанных в п. 5.6.4 настоящей Инструкции.

При обнаружении повреждений или изменений в работе труб за ними устанавливается систематический контроль. В случае необходимости выполняется внеочередной осмотр труб и газоходов.

5.10. Увеличение (‘рост’) деформаций футеровки дымовой трубы следует определять визуально путем наблюдения за смещением (‘подъемом’) звеньев металлического колпака на оголовке трубы.

5.11. В дымовых трубах с вентилируемым каналом, подогревом и подачей воздуха в канал под давлением необходимо контролировать фактическую температуру и статическое давление этого воздуха и дымовых газов по приборам, установленным в местах, предусмотренных проектом. При этом температура и статическое давление воздуха в вентиляционном зазоре должны соответствовать проектным требованиям. Кроме того, перепад температур дымовые газы — воздушный канал не должен превышать 90°С, а давление в вентилируемом канале должно быть выше (не менее чем на 5 мм вод. ст.) давления дымовых газов в трубе. Контрольные измерения регистрируются в специальном журнале (приложение 4).

5.12. Подогрев воздуха, поступающего в вентилируемый канал дымовой трубы, должен осуществляться в зависимости от температуры дымовых газов в трубе и температуры наружного воздуха для каждой конкретной трубы по графику (рис. 2).

5.13. Обязательным требованием для обеспечения надежной эксплуатации дымовых труб без вентилируемых каналов (железобетонных с прижимной футеровкой из полимербетона и кирпича и кирпичных) является отсутствие в газоотводящем стволе избыточного статического давления. Режим работы дымовой трубы под разрежением должен обеспечиваться нагрузкой (объемом дымовых газов в трубе), не превышающей допустимую, а контроль осуществляться для каждой конкретной трубы в зависимости от диаметра ее устья и температуры наружного воздуха по графику

5.14. Одним из критериев поддержания дымовой трубы в исправном состоянии для большинства конструкций дымовых труб является обеспечение температуры газов в трубе выше 100—120°С, которая согласно п. 5.11 контролируется с помощью контрольно-измерительных приборов дымовой трубы. При этом допускается также вести контроль за температурой дымовых газов в трубе по показаниям штатных приборов на выходе из котла (за дымососом) с учетом потери тепла (понижение температуры) на тракте газоход — дымовая труба в соответствии с графиком

5.15. Инструментальные наблюдения за осадкой фундаментов дымовых труб и газоходов производятся нивелированием реперов, заложенных в нижнюю часть трубы и колонны газоходов, в следующие сроки: в первые два года после сдачи в эксплуатацию — два раза в год, в дальнейшем, до стабилизации осадок фундаментов, — один раз в год, а после стабилизации (не более 1 мм в год) — один раз в пять лет.

Если имеются признаки увеличения осадки фундаментов (наклон трубы, наличие трещин в местах примыкания отмостки и др.) производятся внеочередные измерения.

Измерения осадки фундаментов, возведенных на скальных или крупнообломочных грунтах, не производятся.

5.16. Крен и деформация ствола дымовой трубы проверяется один раз в пять лет с помощью теодолита. Места установки теодолита и время наблюдения выбираются такими, чтобы ошибки в измерениях вследствие одностороннего нагрева солнцем были минимальными. Например, наблюдения производятся утром, когда разность температур поверхности солнечной и теневой сторон невелика, теодолит устанавливается в створе между солнцем и трубой, так как при этом нагрев трубы происходит симметрично относительно плоскости визирования. Приращение крена дымовой трубы контролируется по разности осадок фундамента дымовой трубы.

5.17. При стабилизации осадки фундаментов дымовых труб, возведенных в районах вечной мерзлоты, на территориях, подработанных горными выработками, и на просадочных грунтах, инструментальные наблюдения за осадкой фундаментов и проверка вертикальности труб производятся два раза в год.

5.18. Результаты измерений и схемы инструментальных наблюдений осадки фундаментов, проверки крена и деформации дымовых труб заносятся в журналы, подписываются исполнителями. Журналы хранятся вместе с паспортами труб.

5.19. Предельное отклонение оси ствола дымовой трубы на уровне верхнего обреза не должно превышать:

Высота трубы, м

Предельно допустимое отклонение, мм

30

250

40

350

60

450

80

550

100

650

120

700

150

700

200

700

300

700

Для промежуточных высот менее 120 м применять метод интерполяции.

В случае превышения крена трубы значения допустимого отклонения решение о ее дальнейшей эксплуатации принимается специализированной организацией на основании результатов обследования по полной комплексной программе.

5.20. При наклонении дымовой трубы с раскрытием горизонтальных трещин или при односторонней осадке ствола с наличием прогнутой вертикальной арматуры следует срочно обследовать трубу и при необходимости усилить ствол с помощью железобетонной обоймы на железобетонных трубах и установки дополнительных бандажных колец на кирпичных трубах.

5.21. Наблюдение за исправностью осветительной арматуры, установленной на дымовых трубах и предназначенной для обеспечения безопасности полетов самолетов и вертолетов, производится ежедневно специально назначенным для этого лицом. Осветительные приборы дымовой трубы располагаются согласно действующим Правилам (наставлениям) по аэродромной службе и гражданской авиации РФ (НАС ГА — 86), а дневная маркировка — согласно требованиям руководящих документов РАО ‘ЕЭС России’.

5.22. На кирпичных и армокирпичных трубах независимо от их технического состояния раз в три года необходимо производить подтяжку стяжных колец, создавая натяжение в 50 — 60 МПа (500 — 600 кгс/см2), для чего следует использовать динамометрический или обычный гаечный ключ с приложением усилия в 20 кгс.

5.23. Поврежденный в процессе эксплуатации верх кирпичной трубы, находящийся в состоянии возможного обрушения, разбирается до уровня прочной кладки и выкладывается вновь.

При хорошей сохранности головки и наличии в ней не более четырех вертикальных трещин с раскрытием до 20 мм, расположенных равномерно по окружности, можно, не разбирая кладку, ограничиться разделкой этих трещин цементным раствором и установкой стяжных колец по высоте с интервалом в 0,5 — 0,75 м с натяжением колец до напряжения 60—90 МПа (600 — 900 кгс/см2). Натяжение производится гаечным ключом длиной 60 см с приложением усилия в 15 — 25 кгс.

Стяжные кольца с целью лучшего натяжения рекомендуется выполнять с двухшарнирными стыковыми замками (рис. 5).

Длина полосы одного звена (мм) при этом для труб диаметром 5—7 м подсчитывается по формуле

l = p d / 4 — 220,

где d — диаметр трубы в месте установки стяжного кольца, мм,

220 — длина стыкового замка, мм.

Стяжные кольца выполняются из стали не ниже марки Ст3.

5.24. При образовании на дымовой трубе или надземных газоходах наледей, что может привести к падению со стен льда или отслоившихся кусков бетона, кирпича, территория вокруг трубы или газохода немедленно ограждается с радиусом зоны ограждения, равным 0,1 высоты трубы, а проезды и проходы в пределах такой зоны закрываются.

5.25. Грозозащита дымовой трубы проверяется ежегодно весной измерением сопротивления ее контура, которое должно составлять не более 15 Ом. Если сопротивление превышает это значение, следует проверить контакты грозозащиты визуальным осмотром с измерением сопротивлений отдельных частей контура, при этом имеющиеся повреждения и обрывы исправляются, а детали, подвергшиеся значительной коррозии, заменяются новыми.

5.26. В целях исключения подсосов холодного воздуха в дымовую трубу необходимо следить за тем, чтобы смотровые люки в газоходах были закрыты, чтобы не было щелей и неплотностей в стенах газоходов, в компенсаторах, а также в местах примыкания газоходов к трубе, в бункере и бункерном перекрытии нижней части трубы.

5.27. Газоходы подвергаются внутреннему осмотру при каждом отключении подключенных к ним котлов.

5.28. Обследование газоходов выполняется при:

  • накоплении золовых отложений в течение 1 — 2 лет до предельной нагрузки и более,
  • частичном разрушении покрытий, перекрытий и отдельных железобетонных плит, их прогибе, превышающем 1/100 длины пролета, появлении в них большого количества мелких трещин, частичном смещении плит с опор, разрушении защитного слоя бетона и оголении арматуры в плитах,
  • намокании или обледенении поверхности газоходов,
  • выпучивании и искривлении стен, превышающих 200 мм,
  • раскрытии трещин в стенах более 20 мм,
  • повреждении ригелей, балок, их прогибе, превышающем 1/150 длины пролета, появлении в них глубоких поперечных трещин, частичном смещении ригелей и балок с опор,
  • повреждении нижней части стен и несущих конструкций газоходов (опор, стоек, их фундаментов, металлических каркасов), а также неравномерных осадках фундаментов газоходов и других дефектах, которые могут привести к более значительным повреждениям или обрушению газоходов.

5.29. Обследование газоходов выполняется с привлечением специализированной организации.

5.30. При осмотре и обследовании неметаллических газоходов проверяется целостность и вертикальность стен и колонн, отсутствие в них трещин, сохранность перекрытий, сводов и кровли. При обследовании железобетонных газоходов, кроме того, проверяется целостность защитного слоя бетона, отсутствие коррозии. При осмотре и обследовании газоходов из сборного железобетона выявляется состояние отдельных элементов и соединений.

5.31. Для предотвращения повреждений стен газоходов от воздействия серной кислоты и сульфатной коррозии рекомендуется выполнить облицовку стен кислотоупорными и плотными материалами, например, кислотоупорным кирпичом, силикатополимерным бетоном с добавкой фурилового спирта и др.

Для предотвращения увлажнения стен газоходов, наблюдаемого при мокрой очистке дымовых газов или при сжигании природного газа, необходимо внутреннюю поверхность газоходов покрыть слоем пароизоляции.

5.32. При свободном опирании плит покрытий газоходов на стены и наличии сульфатной коррозии необходимо следить за смещением плит со стен и в случае необходимости выполнить горизонтальные связи стен по верху газоходов.

5.33. При повреждении защитного слоя бетона в плитах покрытий газоходов вследствие коррозии несущая способность их считается несниженной при условии отсутствия коррозии их арматуры и обеспеченности ее заделки в прочном бетоне на обоих концах плит покрытий по их ширине, не меньшей 40 диаметров стержней нижней арматуры плит, при большем повреждении несущая способность плит снижается пропорционально уменьшению площади сечения арматуры и длины заделки стержней в прочном бетоне.

При недостаточной несущей способности плит перекрытия их следует заменить.

При замене плит перекрытия не допускается применения пустотелых плит типа ПТК. Следует использовать полнотелые железобетонные плиты с двойным армированием, с устройством утепленной кровли, карнизов и металлических сливов.

5.34. Трещины в газоходах необходимо своевременно заделывать с целью исключения дальнейших повреждений. Заделку осуществлять торкретированием.

5.35. При осмотре перекрытия в дымовой трубе ниже газоходов проверяется сохранность его тепловой и газовой изоляции, защитного слоя железобетонных элементов и наличие щелей.

5.36. Помещения под бункерным перекрытием в цокольной части дымовой трубы, а также в стакане фундамента трубы должны содержаться в надлежащем порядке и быть доступными для осмотра стен и перекрытий.

5.37. Наличие сырости в цокольной части дымовой трубы или в открытом стакане фундамента, а также в подземных газоходах не допускается.

5.38. Щели в отмостке или между трубой и отмосткой должны расчищаться, затем заделываться горячим битумом или цементным раствором.

Запрещается складирование на отмостке у дымовой трубы материалов, оборудования, металлолома или строительных отходов. Своевременно должна осуществляться очистка отмостки от растительности.

5.39. При останове дымовой трубы зимой на срок более 3 сут нагрев ее при пуске в работу следует осуществлять со скоростью подъема температуры не более 5° в 1 ч, летом при останове на срок более 5 сут — не более 10° в 1 ч.

5.40. При выводе дымовой трубы из работы на длительное время (в резерв) должны быть проведены специальные мероприятия по консервации трубы, например, защита от проникновения внутрь трубы дождя и снега путем установки на устье трубы кровли, крыши или др.